Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Технология кампаний

 
Средства массовой информации в избирательной кампании *

 
На днях и.о. Президента РФ Владимир Путин подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об экономической поддержке районных (городских) газет””. По мнению авторов этих поправок, они должны заставить заработать механизм экономической помощи региональным изданиям, полностью бездействовавший с момента его принятия в конце 1995 года.

 

Закон о поддержке районных газет, “дремавший” четыре года, должен вот-вот заработать

Что произошло?

Поправки к Закону “Об экономической поддержке районных (городских) газет” поставили абсолютный рекорд скорости прохождения всех этапов законотворческой процедуры. Если в большинстве случаев с момента внесения законопроекта до вступления в силу нового Федерального закона проходят месяцы, а иногда и годы, то на прохождение этих поправок потребовалось всего несколько недель. Государственная Дума приняла их в первом чтении 30 ноября; уже на следующий день, 1 декабря, они “на ура” прошли третье чтение, 23 декабря были единогласно одобрены Советом Федерации, а 2 января подписаны Владимиром Путиным. Таким образом, эти поправки стали последним законодательным актом о средствах массовой информации, принятым Государственной Думой второго созыва, и одним из первых законов, подписанных новым главой государства.

Центр “Право и СМИ” анализирует причины и последствия принятия этих поправок.

 

Почему поправки были внесены?

Сложно назвать нормативный акт, в котором районные и городские газеты нуждались бы больше, чем в Законе “Об экономической поддержке районных (городских) газет”. Ведь согласно этому закону из федерального бюджета должны выделяться средства для развития их материально-технической базы, оплаты услуг доставки, закупки бумаги и покрытия расходов на полиграфические услуги. Однако на практике благие намерения государства поддержать, а во многих случаях и попросту спасти погибающие региональные издания, так и не были реализованы.

С 1996 по 1998 год деньги не выделялись, поскольку соответствующие средства не были заложены в бюджет. Но и в прошлом году, когда в федеральном бюджете наконец появились 75 миллионов рублей, которые предполагалось направить на исполнение этого Закона, газеты вновь не получили ни копейки. Выяснилось, что за время действия (а вернее, бездействия) Закона, предусмотренный в нем механизм, при котором средства направляются в субъекты федерации и уже там распределяются между районными и городскими газетами, вступил в противоречие с бюджетным законодательством. Ссылаясь на это противоречие, министерство финансов в течение всего 1999 года отказывалось выделять средства, и столь нужные региональным СМИ деньги так и не были использованы.

Для того чтобы исправить эту ситуацию, депутаты Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи внесли законопроект, предусматривающий перечисление средств из федерального бюджета не в регионы в составе общего трансферта, а Министерству РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций для распределения между конкретными редакциями.

 

Какими будут последствия этих поправок?

Безусловно позитивным следствием принятия поправок является то, что Минфин лишается возможности, ссылаясь на несоответствие Закона законодательству о бюджете, отказываться финансировать его исполнение. Таким образом, есть надежда, что 150 миллионов рублей, предусмотренные для этих целей бюджетом 2000 года, реально дойдут до провинциальных изданий.

Еще одним “плюсом” порядка, при котором региональные СМИ получают средства не через органы власти субъектов федерации, а напрямую от Минпечати, является то, что финансируемые в соответствии с Законом газеты становятся менее зависимыми от местного начальства и, прежде всего, губернаторов. При старом механизме экономической поддержки они могли ставить условием ее получения определенную “дружественность” со стороны поддерживаемых изданий. Теперь же это становится невозможным. Правда, одновременно Закон потенциально увеличивает возможности для влияния на провинциальную прессу со стороны федеральных госорганов. Очевидно, что перед предстоящими президентскими выборами Кремль может быть заинтересован в том, чтобы установить контроль над средствами массовой информации в регионах.

До сегодняшнего дня значение районных газет традиционно недооценивалось. Практически лишенные рекламных доходов, живущие на скудные поступления от частных объявлений и средства, изредка выделяемые местными властями, они медленно умирали. Однако, как это ни парадоксально, именно такие газеты, издаваемые небольшими тиражами на серой бумаге, наравне с телевидением, служат основным источником информации для местных жителей, давно переставших подписываться на центральную прессу. Завоевание симпатий таких газет может оказаться для федеральной власти и поддерживаемого ей кандидата в Президенты РФ даже более эффективным, нежели дорогостоящие рекламные и пиар-компании в московских изданиях, которые во многих случаях до сельского избирателя попросту не доходят. Правда, необходимо отметить, что Минпечати неоднократно заявляло, что ни в коем случае не будет ставить финансирование районных газет в зависимость от их политической ориентации. Деньги будут выделяться строго в соответствии с федеральным реестром, утвержденным Государственной Думой (сейчас в него входят около 2000 изданий).

 

Чем газеты “расплатятся” за госсубсидии?

Начало государственного финансирования будет иметь для многих районных газет и некоторые ограничивающие их редакционную свободу последствия.

На сегодняшний день подавляющее большинство районных газет учреждены финансируются органами местного самоуправления и согласно новому Закону “О выборах Президента Российской Федерации” признаются “муниципальными”. Это, во-первых, дает им право самостоятельно решать, публиковать ли им предвыборную агитацию, либо отказаться от участия в предвыборной кампании, и, во-вторых, освобождает их от обязанности предоставлять место для бесплатной агитатации. То есть, если муниципальное издание решает публиковать предвыборную агитацию, оно вправе взимать за это с кандидатов плату (размер которой оно определяет самостоятельно) за весь объем агитационных материалов. В то время как “государственные” СМИ наряду с платной агитацией обязаны публиковать и большое количество бесплатной политической рекламы. Но если “муниципальное” издание получает из федерального бюджета более 15% своего бюджета, оно автоматически утрачивает свой статус и становится “государственным” со всеми вытекающими из этого последствиями.

Статус “государственных” средств массовой информации грозит районным газетам еще одной “повинностью” – обязательной публикацией заявлений, отчетов о парламентской деятельности и других материалов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Недавно Госдумой были приняты поправки в Закон “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации”, значительно увеличивающие частоту и продолжительность их выступлений в региональных теле- и радиопрограммах. Очевидно, что депутаты будут рады и новой, чрезвычайно важной для них возможности получить “выход” на районные и городские газеты, пока недоступные для них из-за своего “муниципального” статуса. Об этом, кстати, при рассмотрении в первом чтении Закона недвусмысленно сказал один из его основных авторов, заместитель председателя Комитета по информационной политике и связи Госдумы Ринат Габидуллин: “Да, у многих депутатов существует некая аллергия в отношении городских и районных газет и в отношении помощи им из-за того, что они не публикуют выступления депутатов. Они и не публикуют потому, что это муниципальные газеты. Если они хотя бы частично будут финансироваться из федерального бюджета, то они согласно закону об освещении деятельности государственных органов в государственных средствах массовой информации будут обязаны давать выступления федеральных депутатов”.

Возможно, именно этой возможностью обрести новую трибуну и объясняется такая единодушная поддержка Государственной Думой поправок в Закон “Об экономической поддержке районных (городских) газет” (“за” в третьем чтении проголосовало 353 депутата, “против” – 0), а также столь быстрое их принятие.

 


Оригинал статьи находится по адресу http://www.medialaw.ru/publications/zip/65/ch1.htm

Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Центру "Право и средства массовой информации" за возможность знакомить наших посетителей с материалами по проблемам избирательного законодательства СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и средства массовой информации" публикуются в ежемесячном журнале "Законодательство и практика средств массовой информации".





На страницу назад

 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России