Новости
Архив публикаций
Научный журнал
Свежие газеты

Политика в WWW
Технология кампаний
Исследования
Выборы-справочник
Законы о выборах


От редактора
О проекте
Информационные спонсоры

Наш форум
Гостевая книга
Пишите письма

Top
Технология кампаний

 
Средства массовой информации в избирательной кампании *

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО, СМЕЖНЫЕ ПРАВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ В РОССИИ

Закон об авторском праве и смежных правах - самый важный нормативный акт, определяющий повседневную деятельность редакций газет и журналов, радиостанций и телевещательных организаций, словом - всех средств массовой информации. Этот закон должны знать не только юристы СМИ, а - прежде всего - руководители, редакторы, журналисты, выпускающие и все другие работники СМИ, сталкивающиеся по работе с творческими результатами, с процессом творчества.

При этом в авторском праве должны разбираться работники всех СМИ, а в смежных правах - работники радио- и телевизионных организаций.

 

Авторское право

Авторское право имеет своим объектом произведения науки, литературы и искусства, к числу которых относятся: статьи, заметки, интервью, обзоры, рисунки, фотографии, песни, стихи, радио- и телепередачи, телефильмы и кинофильмы, клипы, музыкальные произведения и т.д. и т.п.

Произведения - это все то, в чем выражены результаты творчества.

Авторское право России делит произведения на не охраняемые авторским правом и охраняемые.

Не охраняемые авторским правом произведения могут использоваться в СМИ свободно (но с соблюдением установленных законом правил), а охраняемые произведения могут использоваться только по договору с автором (или иным владельцем авторских прав) и в пределах, установленных договором. И лишь в некоторых случаях охраняемые произведения могут использоваться свободно.

 

Охраняемые и неохраняемые произведения

К охраняемым произведениям относятся:

1. Произведения граждан России.

2. Произведения граждан бывшего СССР, впервые опубликованные до 25 декабря 1991 года (момента распада СССР).

3. Произведения иностранных граждан, впервые опубликованные в России (СССР).

4. Произведения иностранных граждан, впервые опубликованные за рубежом после 26 мая 1973 года.

Однако, если автор произведения умер в 1968 году или ранее, то его произведения не охраняются.

По общему правилу не охраняются произведения иностранных автором, впервые опубликованные за рубежом до 27 мая 1973 года.

Из всех этих правил есть исключения. Но эти исключения должны знать юристы, а остальным работникам СМИ достаточно запомнить приведенные выше основные правила. В частности, в настоящей статье невозможно рассказать о дюжине международных договоров России по авторскому праву, которые определяют охраняемость в России произведений иностранцев.

Произведения, не охраняемые авторским правом, СМИ могут использовать свободно, но с указанием имени автора и без искажения существа произведения. Сокращения таких произведений допустимы, переделки должны производиться с осторожностью, с тем, чтобы автор или его наследники не могли заявить о нарушении моральных авторских прав.

Охраняемые авторским правом произведения могут использоваться по общему правилу, по договору с автором или другим владельцем авторских прав.

 

Автор и иные владельцы авторских прав

Кто такой автор - понятно. Это создатель произведения, его творец.

Другими владельцами авторских прав являются, прежде всего, наследники, которые вправе распоряжаться авторскими правами после смерти автора.

Далее, автор может уступить по авторскому договору все или некоторые исключительные права на использование произведения другому лицу, например, издательству, театру, телестудии, радиостанции. В этом случае это лицо становится владельцем авторских прав (в пределах того, что было получено по договору).

Наконец, авторские права могут переходить к другому лицу по трудовому договору. Этому вопросу посвящена статья 14 Закона об авторском праве.

Эта статья исходит из следующей презумпции (правового предположения):

Если автор состоит с организацией в трудовых взаимоотношениях и создал в рамках трудового договора по служебному заданию произведение (в Законе такое произведение называется “служебным”), то все права на использование такого произведения переходят к организации-работодателю.

Практически это означает, что СМИ могут бесплатно использовать любые произведения, созданные их штатными работниками (например, фотографии и статьи штатных фотографов и журналистов). Более того, СМИ могут передавать любым другим организациям авторские права на эти служебные произведения.

Однако, указанная презумпция может быть изменена договором, заключенным между работодателем и работником. Таким договором может быть установлено, что за публикацию “служебной” статьи или фотографии работнику будет выплачиваться вознаграждение или что автор оставляет за собой право использовать свое произведение в книжных изданиях самостоятельно, и т.п. Но, повторяю, если такого особого договора нет, то все авторские права на использование, причем - в полном объеме и на весь срок их действия - переходят к работодателю, который становится владельцем исключительных авторских прав.

Почему так важно определить владельца авторских прав? Да потому, что именно от него надо получать разрешение на использование охраняемого произведения, а разрешение, полученное от другого лица (даже от автора, если он не является владельцем авторских прав) не имеет юридической силы.

Не являются владельцами авторских прав представители авторов (литературные агентства и т.п.): они действуют только по поручению авторов и, в случае необходимости, об использовании произведения можно договориться и с самим автором, минуя представителей.

 

Авторские договоры

Если авторские права на произведение перешли к СМИ на основе трудового договора, то, конечно, никакого авторского договора на использование этого договора СМИ заключать не должно.

Во всех других случаях охраняемые авторским правом произведения должны использоваться СМИ только по договору (об исключениях см. ниже).

В статье 32 Закона об авторском праве устанавливается, что договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме, а в остальных случаях предписывается заключать авторский договор в письменной форме. На практике авторские договоры на радио и телевидении также часто заключаются в устной форме. Во всех случаях заключения авторского договора важно получить согласие автора на использование его произведения. При этом следует считать, что получение автором вознаграждения (гонорара) за использование произведения в СМИ подтверждает согласие автора на использование произведения.

Что касается размеров авторского вознаграждения, то можно рекомендовать всем СМИ утвердить приказом свои собственные расценки; в случае необходимости с этим приказом надо ознакомить всех авторов. Если такие расценки будут установлены в твердых суммах, то их придется время от времени пересматривать с учетом инфляции. Отсутствие таких расценок может повлечь серьезные споры и конфликты с авторами.

Любое приобретение авторских прав на произведение, которое может быть использовано многократно или является сложным по своему составу, рекомендуется оформить письменным договором, даже и в периодической печати.

Неправильно полагать, что письменный договор выгоден только автору. Выделим те пункты авторского договора, которые могут оказаться благоприятными для СМИ.

1. Если орган СМИ желает обеспечить себе монополию, исключить конкурентов, то в договоре должно быть указано, что приобретаются исключительные права.

2. Если СМИ предполагает в будущем не только использовать приобретенные права само, но и торговать этими правами, то в договоре должно быть указано: “полученные права могут быть переданы покупателем третьим лицам”.

3. Если СМИ желает приобрести авторские права для использования не только на территории России, но и в других странах (где эти права охраняются), то это также должно быть прямо указано в договоре.

4. В авторском договоре целесообразно указать, что автор, или иное лицо, передающее произведение СМИ, гарантирует, что он (оно) владеет всеми авторскими правами на приобретаемые произведения и что в том случае, если какие-либо лица предъявят претензии к СМИ по поводу использования их авторских прав, то отвечать по таким претензиям будет не СМИ, а продавец.

В авторском договоре полезно также установить аналогичную ответственность продавца по претензиям, касающимся нарушений чести и достоинства из-за публикации приобретенных по договору произведений. Впрочем, этот вопрос выходит за рамки авторского права, хотя и тесно связан с использованием произведений.

 

Свободное использование охраняемых авторским правом произведений

Закон об авторском праве предусматривает довольно большое число случаев, когда охраняемые авторским правом произведения могут использоваться СМИ без договора.

В частности, отрывки из газетных и журнальных статей могут лечь в основу обзоров печати (на что не требуется согласия авторов этих статей).

Далее, опубликованные в газетах и журналах статьи по текущим экономическим, политическим и социальным вопросам могут свободно воспроизводиться в газетах, в передачах радио и телевидения, если только такое воспроизведение прямо не запрещено (например, путем указания на то, что “перепечатка воспрещается”, или путем проставления знака охраны авторского права).

Важное значение имеет также возможность свободного использования в газетах, в радио- и телепередачах опубликованных политических речей, обращений и докладов.

Наконец, радио- и телестанции могут свободно делать краткосрочные записи произведений, предназначенных для передачи в эфир.

 

СМЕЖНЫЕ ПРАВА

Со смежными правами сталкиваются радио- и телевизионные организации.

Смежные права - это права артистов-исполнителей на свои исполнения (или постановки), права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи (фонограммы), а также права радио- и телестанций на свои передачи.

Российские артисты-исполнители и звукозаписывающие организации пользуются правами на свои исполнения и звукозаписи, впервые опубликованные после 2 августа 1992 года. Российские радио- и телестанции пользуются смежными правами на свои передачи, если они были выпущены в свет после 30 сентября 1964 года. В России также охраняются звукозаписи иностранных фирм, впервые выпущенные в свет после 12 марта 1995 года.

Остальные объекты смежных прав в России не охраняются.

Органы СМИ используют охраняемые объекты смежных прав в тех случаях, когда по радио или телевидению используются звукозаписи компакт-дисков, аудиокассет, пленок, клипы, телефильмы, кинофильмы и т.п.

По общему правилу, для такого использования требуется получать согласие от владельцев смежных прав, т.е. заключать с ними договоры.

 

КОЛЛЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ

В сфере радио и телевидения (а также некоторых других сферах, не относящихся к СМИ) авторы и другие владельцы авторских и смежных прав осуществляют принадлежащие им имущественные права на коллективной основе.

Природу и суть такого “коллективного управления имущественными правами” можно показать на примере Российского авторского общества (РАО), которое занимается авторскими правами.

Около 4,5 тысяч российских авторов (композиторы, песенники и некоторые другие категории) заключили с РАО договоры о том, что РАО обязуется выдавать радио- и телестанциям разрешения на использование их произведений, собирать за такое использование авторские гонорары и выплачивать их авторам. Такие же соглашения РАО имеет с несколькими десятками зарубежных авторских обществ. Таким образом, РАО вправе выдавать радио- и телестанциям разрешения на использование очень большого числа произведений российских и зарубежных авторов. Получив такое генеральное разрешение, радио- и телестанции вправе использовать любые музыкальные произведения; за это они периодически отчисляют РАО от одного до нескольких процентов своих доходов, а также сообщают РАО, какие именно произведения они использовали. При этом они получают право использовать любые опубликованные музыкальные произведения малых форм (в том числе и с текстом). А это довольно удобно для указанных СМИ.

Аналогичные соглашения в ближайшее время, вероятно, будут заключаться радио- и телевизионными организациями с обществами, которые будут заниматься коллективным управлением смежными правами.

 

ЗАЩИТА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Нарушением авторских и смежных прав является, прежде всего, бездоговорное использование творческих результатов, а также искажение творческих результатов, присвоение авторства и т.п.

Нарушения этих прав влекут довольно суровые санкции: кроме обычных гражданских санкций (взыскание убытков, запрет совершения определенных действий), предусматривается еще и особая ответственность: вместо взыскания убытков - взыскание доходов, полученных нарушителем, либо выплата им так называемой законной компенсации (до 50 000 минимальных размеров оплаты труда), а также конфискация незаконно изготовленной продукции и орудий правонарушения.

В этой связи возможные конфликты в сфере авторских и смежных прав лучше решать миром. Но, разумеется, необоснованные претензии следует решительно отвергать.

Эдуард Гаврилов


Редакция сервера "Выборы в России" выражает признательность Центру "Право и средства массовой информации" за возможность знакомить наших посетителей с материалами по проблемам избирательного законодательства СМИ. Все материалы, предоставленные Центром "Право и средства массовой информации" публикуются в ежемесячном журнале "Законодательство и практика средств массовой информации".





На страницу назад

 
©1999-2010 CSR Research (ООО "Центр социальных исследований и маркетинговых технологий")
Статистика
Rambler's Top100

Разместите наш баннер
Vybory.ru: Выборы в России